Использование СПГ в качестве экологически чистого топлива должно стать нормой для арктического флота
Об этом заявил глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, комментируя результат первых проходок по Северному морскому пути модернизированных танкеров нового поколения ПАО «Совкомфлот». Напомним, в текущем году компания приняла в эксплуатацию первый в мире танкер ледового класса типоразмера «Афрамакс», спроектированный специально для использования СПГ в качестве основного топлива. «Проспект Гагарина» представляет собой судно, наиболее востребованное для обеспечения экспортных перевозок российской нефти. 2 октября 2018 г. в порту Роттердам осуществлена первая операция по бункеровке танкера «Проспект Гагарина» газомоторным топливом. 15 октября судно успешно завершило первую погрузку экспортной партии российской нефти в порту Приморск. 22 октября успешно доставило эту партию нефти в порт Роттердам. В октябре 2018 г. второе судно этой серии, «Ломоносовский проспект», вошло в состав флота компании. В настоящий момент оно с грузом совершает переход из Кореи в Европу по трассе Севморпути. Планируется, что часть дистанции в Арктике судно преодолеет на газомоторном топливе. Чтобы подчеркнуть «экологичность» данной серии танкеров, для их оформления был выбран зеленый цвет.
Глава Минприроды России направил слова напутствия руководству компании в лице генерального директора Сергея Франка и экипажу судна, который сегодня находится в рейсе.
«Перевооружение судов показывает международному сообществу готовность России быть флагманами танкерного флота нового поколения и выдерживать самые высокие требования природосбережения в Арктике. Россия повышает планку к безопасности и качеству судоходства. Мы не только наращиваем добычу СПГ в новых «опорных зонах» на берегу Карского моря, не только продаём СПГ на мировые рынки с доставкой по Северному морскому пути, но и всерьез рассматриваем его в качестве основного экологически чистого топлива для арктического флота. Если смотреть стратегически, переход на газомоторное топливо предусмотрен не только для Арктики. Сегодня создаётся и укрепляется необходимая инфраструктура, в том числе на транспорте в городах и районах, есть мировые требования, к которым Россия стремится. Для достижения показателей повышения качества атмосферного воздуха некоторые территории в качестве меры представляют именно проекты перевода городского транспорта на СПГ топливо», - отметил Д.Кобылкин. Представителям компании Министр пожелал исполнения всего задуманного, прежде всего планов по повышению качества судоходства, экипажу – безопасного пути и скорейшего возвращения к родным берегам.
Взаимодействие Минприроды России и ПАО «Совкомфлот» осуществляется в рамках подписанного Соглашения о развитии деловых отношений в части обеспечения экологической безопасности в российской Арктике.
Справка: ПАО «Совкомфлот» осуществляет поэтапный перевод своего танкерного флота с традиционных видов судового топлива на газомоторное топливо, в том числе в свете новых требований по ограничению выбросов оксидов серы и азота, включая решение Международной морской организации (IMO) о снижении содержания серы в судовом топливе до 0,5% с 2020 г.
Главные двигатели, вспомогательные двигатели и котлы танкеров вышеуказанной серии – двухтопливные. Они способны использовать как обычное дизтопливо, так и газомоторное топливо (СПГ). По сравнению с судами, работающими на стандартном тяжелом топливе, танкеры на СПГ выбрасывают в атмосферу на 100% меньше оксидов серы (SOx) и низкодисперсных частиц, на 76% меньше оксидов азота (NOx) и на 27% меньше углекислого газа (CO2).
Дедвейт судов серии – 114 тыс. тонн. Все танкеры серии имеют ледовый класс 1А/1B, который позволяет в режиме круглогодичной навигации безопасно эксплуатировать их в морских бассейнах со сложной ледовой обстановкой (таких, как Балтика и субарктические моря).
Танкеры «зеленой серии» (Green Funnel project) компании «Совкомфлот» задают мировой судоходной отрасли новый стандарт безопасности и качества: использование более чистого судового топлива позволяет существенно снизить воздействие на окружающую среду, что особенно важно при эксплуатации судов в районах Мирового океана с высокой интенсивностью морских грузоперевозок. К числу таких регионов относятся акватории Балтийского и Северного морей, где в первую очередь предстоит работать танкерам серии.
Автор: Пресс-служба Минприроды России