270 нарушений в сфере обращения с ТКО выявила Псковская природоохранная прокуратура за 10 месяцев 2018 года
На территории Псковской области, как и в целом в большинстве субъектов РФ, актуальна проблема обращения отходов производства и потребления, своевременного и эффективного их вывоза и утилизации в специально отведённые места, не причиняя ущерба окружающей среде. Неорганизованность этой работы приводит к образованию несанкционированных свалок, как в населенных пунктах, так и около них, в границах природных объектов – лесах, в водоохранных зонах водных объектов и иных местах массового отдыха населения. Животрепещущую тему корреспондент ПЛН затронул в беседе с природоохранным межрайонным прокурором Псковской области Сергеем Самолетовым.
- Сергей Николаевич, кто отличился, у кого основные «заслуги» на этом поприще, кого бы ни мешало «поощрить» «за особые успехи»?
- Нарушения допускаются в основной своей массе органами исполнительной власти субъекта, на которые федеральными законами с 2016 года возложено решение вопросов по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, и выражаются в ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов на территориях муниципальных образований области, отсутствия в населенных пунктах контейнерных площадок и разработанных схем очистки населенных пунктов, что влечет к образованию несанкционированных свалок, захламленности территорий. Выявляются нарушения и в деятельности муниципальных учреждений, осуществляющих сбор, транспортировку и захоронение отходов, эксплуатируемые ими муниципальные свалки практически все имеют те или иные нарушения, длительные сроки эксплуатации, нарушение лицензионных требований при эксплуатации таких объектов, имеются случаи возгорания.
- Закон есть закон, его нужно исполнять, у нас считают по-иному, стараются закон обойти. Как часто в своей практике вы сталкиваетесь с подобными случаями?
- Исполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления всегда являлись основным, наиболее проблемным и трудоемким направлением надзорной деятельности природоохранной прокуратуры. На протяжении последних пяти лет природоохранной прокуратурой ежегодно выявлялось от 300 до 500 нарушений законодательства в данной сфере правоотношений, что составляет в среднем около 30 % от всех выявленных прокуратурой. Так, в январе – октябре 2018 года в указанной сфере законодательства Псковской природоохранной прокуратурой выявлено 270 нарушений законов, в целях устранения которых принесено 8 протестов, в суды направлено 16 исков, внесено 60 представлений, по постановления прокурора к административной ответственности привлечено 2 должностных лица, предостережено о недопустимости нарушения закона 2 лица. В настоящее время в результате увеличения объема образующихся отходов при низкой степени их переработки все очевиднее становится угроза здоровью человека и окружающей среде. По предварительным данным, в России ежегодно скапливается порядка 3,5 млрд. тонн отходов, из них на переработку идет лишь 25%, остальное сжигается, вывозится на специальные полигоны или просто выбрасывается. Вопросы обращения с отходами в силу развивающегося производства и потребления из года в год становятся актуальнее, ежегодный объем образующихся бытовых отходов в России в среднем растет на 3%.
- Мудрые люди не творят зло, поскольку знают, что все беды, причиненные другим, могут с лихвой вернуться. Большинство населения почему-то уверено, что природа на зло, причиняемое ей, не ответит. А ведь основным источником захламления окружающей среды – является человек.
- Согласно представленным данным, основным источником образования отходов в нашем регионе, действительно, является население (63%), а также предприятия торговли и оказания услуг (27%), учреждения здравоохранения, образования и культуры (6%). В составе твердых коммунальных отходов преобладают пищевые отходы и бумага (24% каждый). Доля пластмассы и стекла составляет 16% и 11% соответственно. Всего в год объем образованных отходов в Псковской области составляет более 1 млн. кубометров.
- Промедление – смерти подобно, в том числе, и при решении серьезнейших экологических проблем. Власти нередко отстают в принятии решений по возникающим проблемам в данной сфере. Порой решение вопроса затягивается не на месяц, а на годы.
- Органы исполнительной власти региона и местного самоуправления, на самом деле, не успевают в решении актуальных вопросов в указанной сфере правоотношений. С учётом дефицита местных, регионального бюджетов приоритет финансирования отдаётся социальным вопросам, финансирование экологических мероприятий и благоустройства зачастую осуществляется по остаточному принципу. Такая ситуация имела место по полигону отходов Пскова, эксплуатация которого запрещена решением Псковского городского суда по нашему иску в декабре 2011 года. Первоначальный срок исполнения решения суда был установлен 01.07.2013 года. В дальнейшем трижды судом давалась отсрочка его исполнения, последний установленный судом срок 31.12.2017.
На основании Постановления администрации города Пскова от 28.11.2017 №2392 «О закрытии городского полигона отходов производства и потребления, расположенного на территории муниципального образования «Город Псков» по адресу: Псков, Рижский пр-т, д. 106-б, городской полигон отходов с 31.12.2017 закрыт. После закрытия полигона ТБО, вывоз отходов на указанную площадку не производится.
- В декабре прошлого года в прессе, в том числе и федеральной, рассказывалось о планах по возведению на месте псковской свалки горнолыжного курорта. Похоже, шла речь о строительстве псковских Нью-Васюков. Хотя бы первый шаг сделан, в части рекультивации полигона?
- Несмотря на то, что с 31.12.2017 существующая городская свалка официально закрыта, администрацией города Пскова каких-либо действий, направленных на организацию проведения рекультивации данной свалки отходов, не выполняется. Проекта рекультивации городской свалки до настоящего времени не имеется и не принято мер к его разработке.
По результатам рассмотрения гражданского дела Псковским городским судом 29.10.2018 вынесено решение об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора. По решению суда администрация города Пскова обязана обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, занятого городской свалкой твердых бытовых отходов и обеспечить проведение работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на участке, занятом городской свалкой в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации. Как известно, после закрытия Псковской городской свалки, с 01.01.2018 образующиеся на территории города Пскова и Псковского района отходы стали поступать на полигон ТБО в Порховском районе, что является временной мерой, так как Порховский полигон не сможет длительное время принимать на свою площадку такие значительные объемы мусора, а как известно, на Порховском полигоне ТБО сейчас размещаются отходы из Порховского, Дновского, Псковского районов и города Пскова. На сегодняшний день место для строительства нового городского полигона отходов не определено, что вызывает серьезную обеспокоенность.
- К исполнению каких полномочий чаще, чем прежде, в этом году вам приходилось прибегать?
- В текущем 2018 году, как и в прошлые годы, природоохранной межрайонной прокуратурой в сфере законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, при наличии оснований, активно используются полномочия по обращению в суды с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц. В этом году наиболее часто прокурор обращался в суды с исками об обязании Государственного комитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ, Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, хозяйствующих субъектов организовать ликвидацию несанкционированных свалок ТКО на земельных участках; об обязании запретить эксплуатацию санкционированных городских свалок, не внесенных в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов); об обязании обеспечить разработку проекта рекультивации земель для земельных участков, занятых свалками твердых бытовых отходов, и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земельных участков в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
- Бывая в разных уголках нашего региона, часто встречаем захламленные лесные массивы. В некоторых уже образовались серьезные свалки. Если так дальше пойдет, скоро в лес по грибы не сходишь.
- Это неоспоримый факт, что остается проблемным вопрос по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных (бытовых) отходов, расположенных на землях лесного фонда и не находящихся в аренде или во владении третьих лиц. Конституционный суд РФ в своем решении от 13.10.2015 № 26-П пришел к выводу, что органы местного самоуправления не несут бремя содержания лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, если такая обязанность на них прямо не возложена законом. Представляется, что в настоящее время вопрос организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных (и других бытовых) отходов, расположенных на землях лесного фонда, в достаточной степени (четко) законодательно не урегулирован. В настоящее время уже сформирована новая судебная практика, согласно которой обязанности по организации ликвидации таких свалок должны возлагаться на органы, в полномочия которых входит охрана и защита лесов на землях лесного фонда.
Хочется отметить, что большинство несанкционированных свалок различного мусора образуются по вине недобросовестных граждан и организаций, которые безответственно относятся к возможным негативным последствиям как для окружающей природной среды, так и для здоровья других жителей нашего региона. И здесь важна роль органов местного самоуправления по подготовке вверенных им территорий муниципальных образований к началу работы избранного регионального оператора по обращению с отходами производства и потребления, по проведению праворазъяснительной работы среди населения, направленной на экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, президентом Российской Федерации 31.12.2017 подписан федеральный закон №503 «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты, который устанавливает правила обращения с отходами, а также закрепляет раздельный сбор мусора в России. Указанным федеральным законом внесены изменения в статью 8 федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления», которой определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые будут возложены на органы местного самоуправления с 01.01.2019 года.
- Какие конкретно полномочия возлагаются на местные органы власти со следующего года?
- К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 2019 года будут отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Представляется, что органы местного самоуправления, не дожидаясь вступления в силу указанных изменений федерального законодательства должны принять меры по активизации своей работы по указанным направлениям. В свою очередь, природоохранной прокуратурой в августе текущего года направлена информация в адрес Государственного комитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ, в котором предложено рассмотреть вопрос о направлении органам местного самоуправления в городах и районах области писем о необходимости до начала работы регионального оператора в полном объеме определить места размещения контейнерных площадок с учетом необходимости установки, как стандартных контейнеров, так и специальных контейнеров для отдельных видов отходов, а также о необходимости до начала работы регионального оператора принять меры к согласованию с региональным оператором мест размещения таких контейнерных площадок в границах муниципальных образований области. Указанная информация рассмотрена и принята к сведению. Органам местного самоуправления поручено до 01.12.2018 определить места размещения контейнерных площадок на территориях муниципальных образований и предоставить в Государственный комитет разработанные схемы размещения контейнерных площадок.
- Акты прокурорского реагирования издаются не ради самих актов, а направлены на разрешение важнейших проблем. Насколько велика их действенность?
- По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования прокуратуры Псковской области и природоохранной межрайонной прокуратуры активизирована работа по разработке региональной программы Псковской области по обращению с отходами, утверждению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, принятию порядка раздельного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, в течение длительного времени «Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Псковской области» не принят, проект приказа «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Псковской области находится в стадии согласования, что вызывает серьезную обеспокоенность с учетом того, что региональный оператор по обращению с отходами производства и потребления на территории Псковской области определен (ООО «Экопром») и планируется, что он приступит к работе в конце текущего года.
Александр Федоров