Моглинский разлом
Широкая дискуссия по поводу строительства завода «Титан-Полимер» на территории ОЭЗ «Моглино» в очередной раз актуализировала и полемику об эффективности и целесообразности работы самой особой экономической зоны. Подчеркнем, что Псковская Лента Новостей по любым значимым социально-экономическим вопросам всегда представляет возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. Именно поэтому на нашей информационной площадке можно познакомиться с различными, а зачастую и диаметрально противоположными точками зрения, аргументами и контраргументами. Мы считаем, что такая дискуссия в публичном пространстве намного полезнее, эффективнее и цивилизованнее, чем политически окрашенные выступления на митингах. По нашему мнению, именно так должен выстраиваться общественный диалог.
Редакция ПЛН также неоднократно обращалась к теме ОЭЗ «Моглино» и работы ее резидентов. Мы предоставляли возможность высказаться по этой теме не только представителям власти и руководству особой экономической зоны, но и ее оппонентам. И сегодня мы представляем вашему вниманию авторскую статью известного псковского промышленника Игоря Савицкого, который решил поделиться с нашими читателями своим взглядом на ключевой инвестпроект региона и перспективы работы его якорного резидента.
Проект особой экономической зоны «Моглино» не только никогда не принесет прибыли, но еще и обернется для Псковской области ежегодными многомиллионными потерями. Изначально было ясно, что этот проект – лишь прямые убытки бюджету Российской Федерации, и никакие якорные арендаторы не спасут его от бесперспективности. Как бизнесмен, который знает, что такое современное производство и как окупаются инвестиции, могу смело утверждать, что 3,2 миллиарда рублей российских налогоплательщиков просто бездарно «зарыты» в моглинские поля.
В своей статье я постараюсь показать, почему я пришел к такому выводу. И опираться я буду не на пустые слова и эмоции, а на экономический анализ и моделирование.
Что такое ОЭЗ «Моглино»?
Что мы знаем про ОЭЗ «Моглино» сегодня? Что это объект размером 215 гектаров, с государственными инвестициями в инфраструктуру 3,2 миллиарда рублей, сроком действия 49 лет, то есть до 2061 года. Коммерческие предприятия в этой зоне могут рассчитывать на освобождение от всех местных налогов на 10 лет с правом дальнейшей пролонгации и на другие инвестиционные льготы. Всю землю - 215 гектаров - инвесторы или резиденты Моглино могут выкупить по цене от 6902 рублей за один гектар при ее сложившейся цене 21,263 миллиона рублей с учетом сервитута (215га × 0,7=150,5 га; 3200 млн руб./150,5 га = 21,263 млн руб.).
За все эти плюшки и коврижки инвесторы и резиденты обещают «сотворить» нам 4000 рабочих мест, возвести очень современные предприятия, которые должны стать локомотивами экономического роста Пскова и Псковской области. И многие политические и общественные деятели Псковской области поддерживают такую точку зрения.
Однако я не разделяю оптимизма приверженцев ОЭЗ и, как человек имеющий представление о том, что такое создание предприятий разных профилей, имеющий опыт по созданию технопарка и хорошо знающий экономику инвестиций, хочу указать на серьезные ошибки при реализации особой экономической зоны, которые делают ее неэффективной.
Первая ошибка - местоположение
Место для создания технопарка изначально выбрано неправильно. Район Моглино находится с подветренной стороны города Пскова, создание в этой зоне предприятий первого и второго класса экологической опасности безответственно и недопустимо. С вероятностью 100% такие предприятия негативно повлияют на экологическую обстановку в городе Пскове.
1 класс - особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т. д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
2 класс - опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать эко отчётность и вносить эко выплаты;
3 класс - малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов, загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
4 класс - практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д. Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного эко контроля и регулирования. В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска: особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода; опасные предприятия проверяются 1 раз в год.
К сожалению, в классификации не расшифровывается зависимость класса экологической опасности от объема производства. Приведу пример: некое предприятие при первоначальном запуске получило 2-й класс экологической опасности, но при увеличении объемов производства количество загрязняющих выбросов увеличивается, и предприятие может перейти в 1-й класс экологической опасности. Документально это будет оформлено через несколько лет при составлении нового тома ПДВ (составляется один раз в 3-5 лет), закон такой трансформации не запрещает.
Это большая проблема для ОЭЗ «Моглино», поэтому нашим депутатам областного собрания в самое ближайшее время необходимо принять закон о запрещении в ОЭЗ «Моглино», да и вообще с подветренной стороны города Пскова строить предприятия 1 и 2 класса экологической опасности. В 10 километрах от Моглино находится Псковское озеро, в 9 километрах река Великая, в 4 километрах река Каменка, в 19 километрах Изборский заповедник. Эти места являются самым благополучным с точки зрения экологии районом (ветер редко дует со стороны города), где любят отдыхать Псковичи.
В этом экологически чистом месте процветает индивидуальное строительство, растут дачные поселки, интенсивно осваиваются земли сельхозназначения. Да и город Псков предпочитает строиться вдоль Рижского шоссе на запад. В районе Изборска и Псковского озера высокими темпами растет в цене недвижимость. Какое влияние на экологию этого района окажет промышленный кластер? Безусловно - негативное.
Ссылаться на то, что в этом районе уже есть предприятия первого класса опасности некорректно по двум причинам: во-первых, современные птицефабрики такой мощности имеют 3-й класс опасности; во-вторых, на сегодняшний день выбросы птицефабрики минимальны, а аварии аммиачного холодильного оборудования маловероятны. Одним словом, ситуация с птицефабрикой вполне поправима.
Еще одна проблема: не построены современные очистные сооружения для промышленных стоков, за основу взяли старые коллекторы, принадлежавшие птицефабрике. Таким образом, данный район не имеет технической возможности нести повышенную экологическую нагрузку.
И еще проблема - если в Моглино будут построены предприятия 1-го и 2-го класса экологической опасности, город полностью будет окружен грязными промышленными предприятиями, и чистому воздуху в город Псков поступать будет неоткуда. Это серьезно ухудшит экологическую ситуацию в нашем городе.
Вторая ошибка - отсутствие дорожной инфраструктуры
Трудно представить, как с 7 до 9 часов утра 4000 работников приедут на работу, и как они с 16 до 18 часов вечера вернутся домой. Уже сейчас в районе Рижского шоссе в часы пик напряженный трафик, а тут еще 4000 человек, как быть? Доставлять людей вертолетами?
А грузовой транспорт? Необходимо привезти тысячи тонн сырья и вывезти столько же тонн готовой продукции, кто-нибудь об этом подумал? Один химкомбинат 400 000 тонн сырья и продукции в год привезет и увезет. Мало того, я слабо себе представляю, как будет работать крупный промышленный кластер без железнодорожного узла. По логистике пока очень много вопросов и почти полное отсутствие разумных ответов.
Третья ошибка - неверное целеполагание
При реализации проекта ОЭЗ «Моглино» я вижу полное непонимание проблем экономики Пскова. Ну нет в нашем городе проблем с рабочими местами! Безработица уже давно в районе 1,5%. Так что в создании 4000 новых рабочих мест за пределами Пскова не было никакой необходимости, у нас и так на сегодняшних работающих промышленных предприятиях работать некому. Население вымирает, квалифицированная рабочая сила убывает в Санкт-Петербург и Москву. А проект «Моглино» предлагает нам, по сути, забрать 4 000 человек у работающих, создающих добавленную стоимость, и платящих налоги в бюджеты всех уровней предприятий Пскова, и перенести этих людей в низконалоговую зону, где каждый работающий будет генерировать существенно меньше налогов (ведь речь идет не только о подоходном налоге и отчислениях с заработной платы).
По моим расчетам, основанным на реальной экономике Пскова, каждые 4 000 человек промышленных предприятий платит в бюджеты всех уровней не менее 1 200 миллионов рублей налогов в год, при этом процентное соотношение налоговой нагрузки между бюджетами следующее (на примере среднестатистического промышленного предприятия): федеральный бюджет - 74% (888 млн руб.), региональный бюджет -26% (312 млн руб.).
Для наглядности сведем в таблицу расчеты по налоговым прибылям и убыткам бюджетов всех уровней для 4 000 работников промышленных предприятий.
ОЭЗ «Моглино» (млн.руб) |
Псков (млн.руб) |
|||||
Налоги |
в год |
10лет |
2061 год |
В год |
10лет |
2061год |
НДС |
547 |
5 472 |
26 813 |
547 |
5 472 |
26 813 |
Налог на прибыль, федеральная часть |
7 |
70 |
341 |
7 |
70 |
341 |
Социальные отчисления: ПФ, ФСС, ФОМС |
327 |
3 275 |
16 047 |
327 |
3 275 |
16 047 |
Налог на землю |
0 |
0 |
0 |
48 |
482 |
2 364 |
Налог на прибыль, региональная часть |
0 |
0 |
2 457 |
63 |
630 |
3 087 |
Транспортный налог |
0 |
0 |
0 |
9 |
86 |
423 |
Налог на з/п (НДФЛ) |
145 |
1 446 |
7 085 |
145 |
1 446 |
7 085 |
Плата за выбросы (ВОС) |
2 |
17 |
82 |
2 |
17 |
82 |
Налог на имущество |
0 |
0 |
0 |
52 |
521 |
2 552 |
Жирным шрифтом выделены выпадающие части налоговых доходов Псковской области.
Итак, за 49 лет работы ОЭЗ «Моглино» Псковская область потеряет 5 969 миллионов налоговых поступлений, иными словами 122 миллиона рублей в год! Так что наши чиновники изобрели «перпетум мобиле» бесхозяйственности: чем выше инвестиции, тем больше убытки.
Вот почему не было смысла строить новые промышленные площадки. Нужно было модернизировать имеющиеся! В правильно построенном Северо-Западном промышленном узле сотни тысяч метров простаивающих и неиспользуемых промышленных площадей (одно ТЭСО чего стоит), со всей необходимой инфраструктурой. С минимальными вложениями в городскую инфраструктуру 400-1 000 миллионов рублей, с минимальными и разумными налоговыми послаблениями на 10-15 лет, можно было возродить псковскую промышленность и привести в порядок большую часть города.
Однако чиновники объясняли гражданам и депутатам, что строить в городе ОЭЗ им закон не разрешает. Это неправда, закон это позволял и позволяет (N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), но им хотелось строить в чистом поле, чтобы все было подороже, чтобы денег побольше дали. Создание 4 000 рабочих мест в Моглино не приведет ни к чему, кроме деградации рынка труда (обострится проблема с нехваткой трудовых ресурсов) и уменьшения налоговых поступлений в региональный бюджет.
Есть еще интересные моменты в федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Вот цитата из статьи 6 п.2: «Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации…. подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального, местного значения».
Это очень интересный документ, который должен объяснить всем нам, почему РФ стала финансировать этот проект (депутаты любого уровня имеют право этот документ получить). Особенно хотелось бы посмотреть экономическое обоснование этого проекта (оно там просто обязано быть). Признаюсь, я буду очень сильно удивлен, если экономика в нем, на жаргоне экономистов, «бьется». Да и в принципе, в этом документе должны быть все ответы на экономические вопросы, которые я задаю.
Четвертая ошибка - отсутствие экономического обоснования и планирования
Отсутствие экономического обоснования и планирования привело к государственному финансированию заведомо убыточного проекта, убытки от которого за 49 лет (срок узаконенного существования ОЭЗ) составят десятки миллиардов рублей для федерального и регионального бюджетов. Миллиардные убытки потерпят граждане Псковской области в связи с уменьшением рыночной стоимости их недвижимости в радиусе десяти километров от химкомбината. Для подтверждения своих слов предоставляю простой экономический расчет, который легко проверить.
С помощью экономического моделирования (см. таблицу выше) спрогнозируем прибыли и убытки ОЭЗ в сегодняшних рублях на весь срок существования, то есть до 2061 года, в соответствии с планами развития, заявленными дирекцией ОЭЗ «Моглино».
Может возникнуть вопрос, почему я считаю налоговые освобождения на 49 лет, а не на десять, как написано в положении об ОЭЗ. Объясняю: строим предприятие, соблюдаем инвестиционные условия, получаем льготу на 10 лет. Через десять лет оборудование и основные фонды изрядно самортизируются и будут стоить очень недорого. Закрываем предприятие, на его площадке создаем новое, продаем ему за копейки оборудование и основные фонды, делаем модернизацию и переоценку, докупаем новое оборудование, опять соблюдаем инвестиционные условия и снова получаем льготы еще на десять лет. И так все 49 лет, пока ОЭЗ не прикажет долго жить. При этом не один закон РФ и Псковской области нарушен не будет. Это элементарная комбинация для любого разумного предпринимателя в рамках действующего законодательства РФ.
3,2 млрд рублей вложений в инфраструктуру нужно считать безвозвратно потерянными деньгами, никакой перспективы возврата вложенных средств я не вижу ни сейчас, ни через 49 лет. Что касается убытков для простых граждан, то смею предположить, что после строительства химзавода на территории ОЭЗ «Моглино» ситуация не только не улучшится, но и ухудшится.
Но это уже отдельная тема разговора, которой я обязательно коснусь в своей следующей статье.
Игорь Савицкий
Продолжение следует…
Псковский промышленник призывает всех ответственных за создание и реализацию проекта «Моглино» дать ответы на поставленные им и широкой общественностью вопросы, а также дали развернутый комментарий по его далеким от оптимистичных цифр расчетам. «Пусть просвещенные люди, эксперты, не профаны в экономике, опровергнут представленные мной расчеты, если я не прав», - предлагает он.
Кроме того, Игорь Савицкий предлагает жителям Псковской области, как ответственным налогоплательщикам, потребовать отчета у депутатов регионального парламента о деятельности ОЭЗ «Моглино» и законах, регулирующих ее деятельность.