Мнение экологов — глас вопиющего в пустыне?
Над Курильским островом Итуруп и его окрестностями нависла угроза экологической катастрофы: вечером 15 февраля в сотне метров от его берегов не смог справиться со штормом и сел на мель танкер «Каракумнефть» с 1,3 тыс тонн нефтепродуктов на борту.
Над Курильским островом Итуруп и его окрестностями нависла угроза экологической катастрофы: вечером 15 февраля в сотне метров от его берегов не смог справиться со штормом и сел на мель танкер «Каракумнефть» с 1,3 тыс тонн нефтепродуктов на борту. «Разлив нефти здесь станет бедствием мирового масштаба», — уверены экологи и призывают отказаться от нефтедобычи в уязвимых регионах планеты.
В то время как к острову движется спасательное судно «Справедливый», Гринпис России в очередной призывает задуматься о той цене, которую нам приходится платить за возможность пользоваться нефтью. К счастью, эта авария обошлась без жертв: все 20 человек, находившиеся на борту танкера, были сняты с аварийного судна и благополучно доставлены на берег. Однако произошедшее — лишь очередное подтверждение тому, что Россия пока не готова к предотвращению подобных ситуаций, и тем более — к ликвидации их последствий. Сколько еще таких предупреждений понадобится промышленным компаниям для того, чтобы пересмотреть свое отношение к технике добычи и транспортировки нефти?
«Инцидент с танкером «Каракумнефть» — не первая в этом зимнем сезоне авария. За последние полгода произошло около десяти подобных случаев, в том числе — с трагическим исходом. Планы по транспортному и нефтегазовому освоению Арктических морей с их суровыми природно-климатическими условиями лишь усиливают беспокойство, связанное с этой печальной тенденцией, — комментирует ситуацию координатор арктической программы Гринпис России Евгения Белякова, — Под влиянием климатических изменений тает морской лед, освобождая дорогу в Арктику. В связи с этим стал доступнее Северный морской путь и строительство буровых платформ на Арктическом шельфе. Это неизбежно повлечет за собой увеличение объема танкерных перевозок, а значит — и аварий, подобных этой».
Сегодня в мире не существует эффективных технологий ликвидации нефти в ледовых условиях. В случае разлива нефти (который, по последним данным, все-таки произошел) последствия будут самые печальные. «Подобные аварии неизбежны, — считает руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, — Поэтому мы призываем нефтедобывающие компании и правительство отказаться от освоения Арктики, как минимум — ее шельфа. Взамен мы призываем внедрять экономически более выгодные и безопасные альтернативные программы получения энергоресурсов. Это рациональное использование действующих скважин, модернизация НПЗ и газовых станций, и многое другое».
Кроме танкера от этого шторма также может пострадать плавбаза «Виктория», которая спасается от непогоды недалеко от острова Кунашир с одним работающим, но не вполне исправным двигателем. В случае аварии это судно угрожает разливом не только собственного, но и перевозимого им топлива, предназначенного для других судов.
Источник: Гринпис России