4 июня - День соловья
4 июня - Соловьиный день. «Пение соловья,- говорит А. Брем,- единственно в своем роде, оно недостижимо, неподражаемо. По глубине и смыслу оно соперничает с пением человека и во много раз превосходит его полнотою и красотою звуков. Вечно изменяясь, оно сохраняет, однако, полнейшую гармонию...». Ни одной птице за ее пение у всех народов мира не посвящено столько песен, стихотворений и музыкальных произведений, как соловью. Вероятно, нет ни одного человека, который не знал соловья хотя бы понаслышке за его чудесные песни.
У нас в стране пение соловьев в прекрасные майские ночи слушают и в солнечной Грузии, и в дубравах Украины, и в садах кишлаков Узбекистана, и в вековых московских парках. Если к скворцу все люди без исключения относятся с чувством ласковой нежности, то соловей вызывает в сознании человека поэтические образы, воспоминания, может быть, о самых счастливых минутах жизни. «Когда наступает ночь, когда луна начинает свою волшебную игру с листьями и цветами, когда ни одно движение воздуха не нарушает тишины ночи и соловей поет, тогда всякое человеческое сердце вполне покоряется власти, которую имеет поэзия над самыми грубыми душами...» (А. Брем).
Когда слушаешь соловья в первый раз в жизни, то непременно удивляешься, как эта маленькая, скромная птичка может носить в своем хрупком тельце такие могучие и мощные звуки, несущиеся из ее раздувающегося горлышка.
Соловей очень стройная, изящная птичка, окрашенная в однообразные рыжевато-бурые тона. Верхняя часть тела у него более темная, низ светлее - охристого цвета с неясно заметными, светлыми пестринами. Особенно сильно выражена рыжая окраска на пояснице и надхвостье. У соловья очень большие темные, кажущиеся почти черными глаза. Стройность очертаний соловья зависит от его высоких лапок и всегда подобранной грациозной фигурки. Распространены соловьи у нас в СССР (их 2 вида - западный и восточный, с несколькими географическими подвидами) очень широко - почти на всей территории страны, за исключением крайнего севера и бесплодных пустынных и полупустынных районов Азии.
С. Т. Аксаков так описывает соловьиные места, расположенные по берегам небольших речек: «Там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет береза, осина и ольха, там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Многие деревья, и предпочтительно таловые кусты, пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля и обвешаны сначала его зелеными листьями, похожими на виноградные, а потом палевыми, золотыми шишками, внутри которых таятся мелкие, круглые, горькие на вкус, хмелевые семена...».
Со своих зимовок, находящихся в Северной Африке, Аравии и Южном Иране, соловьи прилетают к нам сравнительно поздно, тогда, когда уже начнут зеленеть и цвести деревья, когда появится значительное количество насекомых (не раньше середины апреля), как говорят у нас в народе, тогда, когда можно будет напиться воды с березового листа, т. е. когда распустятся листья на березах. В конце мая самка соловья откладывает свои яйца, а в первых числах июля птенцы уже покидают гнезда. Отлетают от нас соловьи начиная с конца августа и до сентября.
Пение «хорошего» соловья, по описанию проф. Н. А. Холодковского, должно состоять «из нескольких колен или строф, количество которых у лучших певцов доходит до 20-24, обыкновенно же их бывает гораздо меньше. Колена эти могут переставляться в том или ином порядке. В отдельных коленах ценится чистота исполнения, а в целой песне - полнота и склад. Хороший соловей поет с толком: после сильного колена поставит легкое, нежное, потом пойдет переливчатое колено на средних тонах, повысит и так далее, так что, в общем, получается удивительно гармоничное сочетание звуков, причем умеренный темп всей песни дает возможность насладиться красотой чарующей мелодии».
Отдельные колена соловьиной песни имеют у любителей определенные названия: «почин», «клыкание», «желна», «пленьканье», «лешева дудка», «кукушкин перелет», «резкая», «сеялка», «водопойная россыпь» и т. д. Весьма красочные описания любителей соловьев, а также описание отдельных выдающихся соловьев (мастеров пения) мы находим в книге И. К. Шамова. О действии соловьиного пения «на массы» охотников-слушателей в этой книге приводится следующий рассказ (относящийся к 1880 г.) о так называемом «каменовском» соловье (этот соловей находился в одной из чайных в Москве у Каменного моста): «Каменовская птица удивляла своими дробями и привлекала к себе массу народа; со всех концов Москвы шли и ехали охотники послушать эту чудную птицу. Тихо, не произнося громко ни слова, сидели «охотники» за чайными столиками по двое, по трое, с замирающим сердцем ожидая того часа, когда запоет знаменитая птица. И лишь только клетка начинала слегка колыхаться, т. е. птица начинала беспокойно бегать по жердочкам, «злиться» перед тем, как запеть,- взоры всех слушателей обращались на клетку. И при первом звуке, когда соловей произносил трель, а за ней песню,- каждый как бы застывал на месте, весь обращался в слух... Невыразимо чудные песни оглашали всю залу! ... Люди млели и тряслись от восторга... Но когда птица кончала песню, страшный, беспорядочный шум поднимался в трактире, каждый от избытка чувств стучал чем-нибудь по столу, кричал одобрения или хлопал в ладоши...»
Песня соловьев отличается от пения большинства наших лучших пернатых певцов тем, что тогда, когда у большинства из них в пении всегда есть что-нибудь чужое, заимствованное от других птиц, то у соловья все лучшие прекрасные трели и строфы - это его вдохновенные мелодии, его собственное соловьиное поэтическое творчество, выливающееся в неподражаемые импровизации...