В Минприроды прошло первое заседание межведомственной рабочей группы по экологическому просвещению в России
29 ноября, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова провела установочное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам экологического просвещения в Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители Минприроды России и подведомственных учреждений, Министерства просвещения России, Министерства образования и науки РФ иных федеральных органов исполнительной власти, а также научных организаций и общественных организаций, реализующих проекты в сфере экологического просвещения детей и молодежи.
Повесткой первого заседания было предусмотрено рассмотрение проекта Концепции экологического образования в РФ, текущего состояния эколого-просветительской деятельности в стране, а также экологического просвещения на особо охраняемых природных территориях федерального значения в ведении Минприроды России.
О проделанной работе по подготовке проекта Концепции экологического образования в РФ и предстоящих задачах членов рабочей группы проинформировала директор департамента управления делами и кадровой политики Минприроды России Ольга Прудникова. «Совместная работа по экологическому просвещению ведется нами с Министерством образования России достаточно давно. Результатом этой работы является предложенная сегодня вашему вниманию Концепция экологического образования. В ближайшее время нам с вами предстоит сформировать единую платформу экологического образования России и определить её участников», - сказала О.Прудникова.
В рамках межведомственного взаимодействия членам рабочей группы предстоит провести анализ состояния и перспектив развития экологического образования и экологического просвещения в России, подготовить предложения по формированию механизмов его развития, проработать вопросы о включении экологического образования и экологического просвещения в государственные программы РФ.
О текущем состоянии экологического просвещения на ООПТ проинформировала начальник отдела информационного обеспечения и методологии экологического просвещения и взаимодействия с общественными организациями ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Вероника Лещинская.
В первую очередь, эксперт отметила высокий потенциал ООПТ для формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания. В.Лещинская подчеркнула, что экологическое просвещение населения, как одна из основных задач ООПТ России, законодательно закреплено в статьях федеральным законом об особо охраняемых природных территориях.
В настоящее время преобладающими направлениями в эколого-просветительской деятельности подведомственных Минприроды России учреждений являются: проведение событийных массовых мероприятий, выставочно-экспозиционная деятельность, а также работа с образовательными учреждениями дошкольного и школьного образования, преимущественно в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В рамках эколого-просветительской деятельности ООПТ набирает обороты и формируется как самостоятельное направление волонтёрство. В 2019 году Минприроды России был разработан проект Методических рекомендаций по ведению добровольческой деятельности на ООПТ федерального значения. Необходимо отметить и положительную роль эффективного взаимодействия ООПТ с различными общественными организациями экологического профиля.
«В целях обеспечения поддержки и координации данного направления работы Минприроды России в 2020 году планируется разработка методических рекомендаций по организации эколого-просветительской деятельности на ООПТ. Создание данного документа включено в План мероприятий по реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология»», - сообщила В.Лещинская.
Стоит отметить, что члены рабочей группы в своих выступлениях также единодушно отвели ключевую роль в действующей системе экологического просвещения учреждениям заповедной системы России. «Охраняемые природные территории играют сегодня особую роль – драйвера экологического образовательного процесса, концентрирующего в себе методические ресурсы, весь тот потенциал, который позволяет наглядно, ощутимо, зримо представить себе, каким образом должна быть выстроена система отношений общества и природы», – выразил мнение заместитель директора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России Дмитрий Метёлкин.
Подводя итоги заседания, председатель группы, замминистра Е.Панова озвучила поручение членам рабочей группы в срок до 6 декабря направить в Минприроды России свои предложения по проекту Концепции экологического образования в РФ, а также предложения в план мероприятий по экологическому просвещению и систему оценки ключевых показателей эффективности процесса экологического просвещения.
Справочно:
Рабочая группа образована в целях взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц по подготовке предложений и рекомендаций по вопросам развития и осуществления экологического просвещения и экологического образования в России для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития в Российской Федерации до 2030 года.