Работа в Псковской области по выявлению и устранению несанкционированных свалок за период 2011-2012 гг. и планы на 2013 год.
В результате деятельности различных предприятий и организаций, а также населения образуется значительное количество отходов, утилизация которых представляет собой серьёзную проблему для нашего региона.
В результате деятельности различных предприятий и организаций, а также населения образуется значительное количество отходов, утилизация которых представляет собой серьёзную проблему для нашего региона.
В настоящее время на территории Псковской области действует 1 мусоросортировочный комплекс твердых бытовых отходов (ТБО), 2 полигона ТБО и 22 санкционированные свалки. К сожалению, процесс по сбору и вывозу отходов даже на узаконенные свалки в муниципальных образованиях налажен далеко не везде, в связи с этим в различных местах возникают несанкционированные свалки, состоящие в основном из твёрдых бытовых отходов (ТБО) и строительного мусора.
Свалка отходов, в местах не предназначенных для этого, уродует облик городов и посёлков, угрожает экологической обстановке и влияет на здоровье жителей. В настоящее время перед администрациями городов, сельских и городских поселений стоит задача решения этой проблемы. Но неэффективный мониторинг территорий на предмет выявления свалок, плохая освещённость этого вопроса в средствах массовой информации, а также недостаточность работы, направленной на повышение уровня экологической культуры населения, затрудняют выполнение задачи по недопущению образования несанкционированных свалок.
С целью исправления сложившейся ситуации, а также во исполнение поручения Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, данное в 2011 г. и приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 г. № 610 Управлением Росприроднадзора по Псковской области (далее – Управление) были проведены различные мероприятия, направленные на решение проблемы несанкционированных свалок.
Одним из мероприятий являлось проведение рейдовых проверок, основной целью которых было, как выявление несанкционированных свалок на территории области, так и установление причин их образования. При этом маршруты рейдов формировались в том числе, и с использованием информации полученной от граждан.
Для получения данной информации, с целью принятия максимально оперативных мер, на официальном сайте Управления были размещены ссылки, на которых граждане и иные лица могли оставить сведения об известных им свалках. Также были выделены телефоны «горячей линии».
В результате проведённых рейдовых проверок с 2011 г. было выявлено 256 несанкционированных свалок, расположенных на общей площади 33,38га.
Расположение выявленных несанкционированных свалок по категориям земель в целом за 2011-2012 гг.:
на землях населенных пунктов – 194 шт. - 76%;
на землях сельскохозяйственного назначения – 30 шт. - 12 %;на землях лесного фонда - 14 шт. – 5 %
в водоохраной зоне - 18 шт. – 7%
Распределение выявленных несанкционированных свалок по площадям в целом за 2011-2012 гг.:
от 1 м2 до 10 м2 – 20 шт. (8%)
от 11 м2 до 100 м2 – 80 шт. (31%)
от 101 м2 до 1000 м2 – 103 шт. (40%)
от 1001 м2 до 10000 м2 – 51 шт. (20%)
более 10000 м2 – 2 шт. (1%)
В соответствии с действующим законодательством (ст.8 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизация и переработка ТБО. При этом, в зависимости от уровня муниципальных образований полномочия разнятся: городские и сельские поселения отвечают за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, муниципальные районы - за утилизацию и переработку отходов, городские округа – за сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов.
Наличие несанкционированных свалок является следствием недостаточно эффективной работы органов местного самоуправления по осуществлению названных полномочий. Соответственно, по выявленным 256 несанкционированным свалкам было выдано 206 требований органам местного самоуправления о ликвидации несанкционированных свалок, а также направлялись материалы в другие органы по подведомственности (в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, если свалки выявлялись на землях лесного фонда, и в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, если свалки выявлялись на землях сельскохозяйственного назначения), а также в Псковскую природоохранную межрайонную прокуратуру для осуществления надзора за муниципальными властями при непринятии последними мер по требованиям Управления.
При выявлении конкретных виновных лиц, требования о ликвидации несанкционированных свалок выдавались им. Кроме того, они привлекались к административной ответственности. Так по ст. 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) и ч. 2, ст. 8.6 (порча земель, в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было привлечено 6 юридических лиц, 12 должностных лиц и 1 физическое лицо на общую сумму - 328,0 тыс. рублей (вся сумма была взыскана). Производилось исчисление размера вреда, причиненного почвам, размещением отходов производства и потребления. Всего было предъявлено 6 ущербов на сумму 69,18 тыс. рублей (взыскано все 6 ущербов в сумме 69,18 тыс. рублей).
Осознавая уровень проблемы роста несанкционированных свалок Управлением в 2011 г. и в 2012 г. проводились координационные совещания с природоохранными органами исполнительной власти Псковской области, с органами местного самоуправления по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории субъекта. По итогам данных совещаний органы муниципальной власти получили прямые рекомендации по выполнению полномочий в сфере отношений, связанных с обращением с отходами, принятию своевременных мер по ликвидации несанкционированных свалок, а также недопущению их образования на подведомственных территориях.
Необходимо отметить, что органы власти, как Псковской области, так и муниципальных образований, приняли активное участие как в обсуждении проблемы несанкционированных свалок и выработке мероприятий по ее решению, так и в выявлении и устранении несанкционированных свалок.
В целом за 2011-2012 гг., в Псковской области в результате текущей работы органов местного самоуправления и Управления было выявлено 1973 несанкционированных свалки, общей площадью 188,255 га, из них ликвидировано 1960 свалок, общей площадью 186,855 га.
Важнейшей составляющей работы по ликвидации свалок, уборке зон отдыха, берегов рек и озер от мусора на территории области являются экологические акции и субботники, которые организуются и проводятся как органами власти всех уровней, так и независимыми общественными организациями «Свободный берег», «Чудской проект» и другими. В акциях «Водным объектам – чистые берега и причалы», «Чистый город», «Сделаем», в 2012 году приняли участие сотни активистов, школьников, студентов, преподавателей, сотрудников администраций, были очищены самые посещаемые берега озер и рек в области. Кроме практических результатов, акции имеют и огромное воспитательное значение.
В соответствии с экологическими приоритетами сегодняшнего дня, опираясь на законодательство, Управление намерено и в текущем 2013 г. максимально сосредоточится на направлении работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок. По итогам межведомственного совещания в конце 2012 года к муниципальным властям выдвинуты требования выстроить и системно осуществлять более эффективную политику в решении проблемы образования несанкционированных свалок, в том числе:
-активизировать работу по разработке и утверждению генеральных схем санитарной очистки населенных пунктов на территории муниципальных образований;
-усилить работу по выявлению виновных в несанкционированном размещении отходов, принятию к ним мер административного воздействия в соответствии с Законом Псковской области от 04.05.2003 № 268-03 «Об административных правонарушениях на территории Псковской области»;
-наладить сбор и вывоз отходов с территорий массового отдыха граждан;
-продолжить работу по реализации профилактических мер, направленных на недопущение организации несанкционированных свалок, проведению экологических акций по уборке (ликвидации) несанкционированных свалок;
-наладить сбор и вывоз отходов с территорий массового отдыха граждан.
Многие муниципальные органы стали придавать важное значение проблеме устранения несанкционированных свалок, планируют такую работу. Так, ООО «АСПО» признано победителем в открытом аукционе на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок ТБО на территории муниципального образования «Город Псков» в 2013 г. Для финансовой поддержки усилий органов местного самоуправления Администрацией Псковской области принято Постановление от 01.11.2012г. № 568 «О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на финансирование расходов, связанных с организаций мероприятий по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов на территории Псковской области».
Как показал опыт ликвидации несанкционированных свалок, на пути решения вопроса с образованием несанкционированных свалок много проблем, в том числе и требующих решения на общегосударственном уровне:
·отсутствие у органов местного самоуправления достаточных финансовых возможностей для реализации в полной мере их полномочий по обращению с отходами, предусмотренных ст. 8 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе по ликвидации несанкционированных свалок (особенно многолетних);
·недостаточный уровень экологической и гигиенической культуры населения (в ряде случаев, на месте уже устраненной несанкционированной свалки, вновь появляются бытовые отходы, только потому, что на это место их привозят уже не один год, и некоторые жители считают это нормальным явлением);
·отсутствие достаточных законодательных оснований по обязательности сбора и вывоза отходов от частных домовладений;
·необходимость законодательной передачи полномочий по организации утилизации твердых бытовых отходов (сортировка, переработка, обезвреживание, захоронение отходов) от органов местного самоуправления на региональный уровень, с закреплением за органами местного самоуправления полномочий по организации сбора и вывоза отходов.
Однако, решение проблемы не терпит отлагательств. Сегодня, перейдя в стадию развития многих отраслей хозяйствования, стабильная работа которых – залог будущего благополучия Псковской области, вопрос утилизации ТБО актуализируется особенно. Решение его, безусловно, должно осуществляться комплексно и на государственном уровне. На это направлена Областная долгосрочная целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления на территории Псковской области на 2011-2015гг.», утвержденная Постановлением Администрации Псковской области от 12.10.2011г. № 401.
Но при этом, с каждого гражданина не снимается необходимость соблюдения элементарных санитарно-этических норм, неразрывно связанных с морально-нравственным состоянием общества.
Источник: Управление Росприроднадзора по Псковской области