Они сохраняют природу...
Школьные лесничества являются одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, подготовки отраслевого потенциала, являются активной формой патриотического воспитания на лучших традициях лесного хозяйства, создают условия для приобретения детьми принятия решений на основе полученных знаний.
В школьных лесничествах дети получают знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Воспитывают молодёжь в необходимости бережного и бережливого отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашего края.
На территории Псковской области школьные лесничества зародились в 1968 году. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, «зеленых» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом. В связи с тем, что в то время в сельской местности было больше школ, соответственно и численность учащихся в них была достаточно велика. Эти два показателя положительно влияли на количество школьных лесничеств. Пик движения школьных лесничеств пришёлся на середину 70-х годов прошлого века. В Псковской области к 1978 году было организовано и действовало 55 школьных лесничеств с общей численностью ребят в 1327 человек. В истории эколого-биологического движения 90-е годы являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств.
В 2003 году в системе лесного хозяйства Псковской области организовано и действует 42 школьных лесничества, объединяющих 652 учащихся школ. Кроме экологического дополнительного образования, включающего в себя работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, Силами школьных лесничеств оказывалась помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках и теплицах посадочного материала, сборе лекарственного сырья, шишек хвойных пород, изготовлении гнездований.
Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи по сохранению и преумножению лесных территорий.
Начиная с 2006 года, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, произошли кардинальные изменения в лесном хозяйстве. Произошедшее смещение приоритетов в экономике страны и области негативно сказалось на школьных лесничествах. Итогом этих перемен явилась полнейшая ликвидация всех действующих на территории области школьных лесничеств.
На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования и менталитета молодого поколения. Лесная отрасль Псковской области нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. В лесном секторе области сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность путем восстановления и дальнейшего развития движения школьных лесничеств, как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом.