12 друзей Ришелье: как коты из слуг дьявола стали домашними любимцами
Дата публикации: .
Кот Мостик – настоящая российская знаменитость, ровесник и талисман Крымского моста. Котенка подбросили строителям, когда они только приехали на берег Керченского пролива. Рабочие шутили, что Мостик руководит «Котмостнадзором». После сдачи объекта Мостик сменил профессию и переехал в редакцию местной радиостанции.
Однажды кот, который любит гулять сам по себе, посетил популярную достопримечательность Севастополя, Херсонес. На территории этого исторического заповедника живут коллеги Мостика, коты, охраняющие античный город. Они появились там еще в V веке до нашей эры – животных привезли из Греции, чтобы они спасли полис от нашествия грызунов. Почему в древности кошек обожествляли, а в Средние века считали их исчадиями ада? Кто стал прототипом ученого кота из знаменитого пушкинского Лукоморья? Об этом РЕН ТВ.
Любимцы древних полисов
На территории Херсонеса живет более 30 котов и кошек. Они свободно гуляют по музею-заповеднику и даже помогают проводить экскурсии. Но самое главное, что уже более 2 тысяч лет коты исправно выполняют свою основную работу: ловят грызунов. Встретить крысу в Херсонесе практически невозможно.
«Сотрудники музея рассказывают о том, что они заботятся о котах. У каждого из них есть ветеринарная книжка, их лечат и кормят. В общем, эти коты – любимцы города», - рассказала культуролог Екатерина Лазарева.
По данным историков, человек одомашнил кошку еще в каменном веке, об этом свидетельствуют древние совместные захоронения людей и кошек, найденные на территории современной Турции и на Кипре. Кроме того, в Анатолии при раскопках обнаружили статуэтки, изображающие женщин с кошками на руках. Артефакты датировали VII тысячелетием до нашей эры, это эпоха неолита.
Пушистые хранители
В доисторические времена в разных культурах кошкам приписывали определенные сверхспособности. Славяне верили, что эти животные могут жить одновременно в нескольких мирах. Усатых питомцев также считали хранителями домашнего очага.
«На Древней Руси была очень интересная традиция: коту оставляли рюмку с вином и сверху клали кусочек пирога в награду за то, что он заботится о детях», - рассказала культуролог Екатерина Лазарева.
Народными преданиями, связанными с кошками, активно интересовался Александр Пушкин. Он постоянно рисовал этих животных в своих черновиках – кота Пушкин изобразил на страницах рукописи «Домика в Коломне» и в черновике поэмы «Руслан и Людмила».
«Он всегда рисовал один и тот же рисунок, кота, повернутого спиной к зрителю. Можно видеть кусочек хвоста и острые ушки», - добавляет культуролог.
Кот Баюн из Лукоморья
В 1820 году Пушкин провел месяц в Крыму. Поэт говорил, что берега Тавриды вернули ему вдохновение. По одной из версий, именно в Крыму находится знаменитое пушкинское Лукоморье с зеленым дубом, вокруг которого бродит кот ученый. Похожее 500-летнее дерево стоит на территории современного лагеря «Артек».
«Исследователи считают, что не только Крым мог стать источником вдохновения, не только из Крыма мог прийти образ Лукоморья в поэму. Есть исследователи, которые считают, что Пушкин также путешествовал по Приазовью и мог впечатлиться пейзажами Днепра, впадающего в Азовское море», - рассказала Екатерина Лазарева.
Но кто стал прототипом ученого кота? Исследователи полагают, что в прологе к поэме «Руслан и Людмила» Пушкин описал персонажа славянского фольклора, кота Баюна.
«Его имя происходит от старинного русского слова «бает», рассказывает, однокоренное слово – побасенки. А второе значение – «баю», что значит убаюкивать, усыплять», - рассказал мифолог Алексей Рябов.
Согласно мифам, Баюн – кот-людоед, он сидит на высоком железном столбе в мертвом лесу, своим волшебным голосом заманивает и усыпляет путников, а затем убивает их своими огромными когтями. Пощада ждет только тех, кому удастся поймать кота.
«Поймать его можно было только какими-то хитроумными способами. Будучи пойманным, кот Баюн становится очень полезным, ласковым, он может лечить», - добавляет фольклорист Леонид Бахревский.
Слуги дьявола
А в средневековой Европе кошек считали исчадиями ада. Впервые воплощением дьявола кошку официально объявил Папа Римский Григорий IX в XIII веке. Он был уверен, что эти животные олицетворяют нечистую силу и помогают ведьмам колдовать.
«Замечено, что кошки спят две трети жизни, это будто бы значит, что в это время ее дух что-то делает, животное как-то связано с потусторонним миром», - поясняет Леонид Бахревский.
Начиная с XIII века кошек в Европе начали истреблять. Особенно опасными считали животных черного цвета. Их топили в мешках, сжигали на кострах, бросали с башен и даже вешали.
12 котов кардинала Ришелье
В XVII веке отношение европейцев к кошкам смог изменить глава Королевского совета Франции кардинал Ришелье: в его дворце жили 12 котов и кошек. Всем питомцам он давал оригинальные шуточные клички. Одного черного кота он называл Люцифером. Среди животных Ришелье был также охотник на крыс по кличке Людовик Жестокий. Ришелье верил, что все его питомцы обладают сверхспособностями.
«Кошки грели его колени и облегчали боль в них. Ему казалось, что они обладают целебной силой, поэтому он ввел моду на котов, и их перестали истреблять», - комментирует культуролог Екатерина Лазарева.
О любви Ришелье к кошкам знала вся Франция. В конце XVII века кардинал даже стал героем знаменитой сказки Шарля Перро. На страницах произведения французский аристократ предстал в образе Кота в сапогах. По сюжету умное и хитрое животное помогло бедному юноше стать зятем короля.
Чудовище по имени Бегемот
Был ли прототип у булгаковского кота Бегемота, доподлинно не известно. Вторая жена писателя утверждала, что образ Бегемота Булгаков списал с их домашнего кота, а вот имя он мог взять из Апокрифов Ветхого Завета, там упоминается морское чудовище по имени Бегемот. Также, согласно древним мифам, Бегемотом называли могущественного демона.
«Это бог плотских утех, в частности, чревоугодия. Также считается, что слово «бегемот» пришло из еврейского языка, где оно означает «животное», - добавляет Екатерина Лазарева.
Индийцы не доверяют кошкам
До сих пор в демоническую сущность кошек верят жители Индии. У буддистов есть притча о двойственности и коварстве этих животных. В ней рассказывается о том, что во время похорон Будды к священной лампе пробралась крыса и начала слизывать масло со светильника. Грызуна заметила кошка, схватила крысу и тут же съела.
«С одной стороны, она остановила святотатство, а с другой стороны она нарушила закон ахимсы – не причинять вреда ничему живому», - рассказал мифолог Алексей Рябов.
С тех пор некоторые суеверные индийцы считают появление кота или кошки в доме плохим знаком, даже гладить этих животных запрещается. Кроме того, в Индии распространен миф о том, что коты крайне опасны для младенцев. Многие жители страны верят, что коварные животные могут задушить ребенка, пока тот спит в колыбели.