«Сохраним мир, в котором живем». Программа экологического просвещения детей в г. Великие Луки
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир Природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский
Человек познаёт и осваивает мир постепенно, но только в детстве он максимально открыт для восприятия информации и её первичного осмысления. В любом ребёнке генетически заложен живой интерес к Природе. А вот поддерживать и развивать этот интерес в какой-то мере могут детские библиотеки. Любовь к родной природе и ответственность за её сохранение - это то, на что библиотекари делают акцент, проводя мероприятия со школьниками. Жизненно необходимым представляется внедрение в детское сознание мировоззрения экологического патриотизма.
Работа Городской детской библиотеки им. А.Гайдара (г. Великие Луки) по программе «Сохраним мир, в котором живем» включает в себя цикл мероприятий, развивающих интерес детей к природе, воспитывающих стремление беречь и охранять природу родного края и ведётся с 2003 года.
Главная цель этой программы - формирование экологического сознания подрастающего поколения, воспитание экологической культуры.
Задачи программы:
1. Формирование экологической культуры школьников.
- удовлетворение интересов и потребностей читателей в области экологических знаний как условие реализации их творческого потенциала;
- творческое развитие личности, формирование гуманистических ценностей;
- развитие системы экологического информирования и просвещения.
2. Формирование этического и эстетического восприятия окружающего мира посредством литературы
- раскрытие нравственных аспектов отношения к природе (в основе - индивидуальная работа и творчество детей);
- привлечение внимания к одной из глобальных проблем человечества - сохранению и совершенствованию окружающего мира.
Программа долгосрочная, рассчитана на привлечение учащихся 1-9 кл., руководителей детского чтения. Программой предусмотрено чтение книг, участие детей в массовых мероприятиях, выполнение творческих заданий и др.
Программа экологических знаний включает в себя:
- организацию развивающей среды экологической направленности (современный дизайн библиотеки, где книжные выставки дополняют цветочные композиции, фотовыставка «Капельки России» (о зелёных зонах Псковщины) зелёный уголок с аквариумом, где рядом с ним оформлена подборка книг: С.Кочетов. Аквариум дома; В.Мовчан. Жизнь рыб и их разведение; М.Махлин. Занимательный аквариум и др.)
- организацию фонда природоведческой тематики, в т.ч. детской периодики
- проведение массовых мероприятий экологической направленности,
- ведение папок-досье экологической тематики,
- составление дайджеста по экологии Псковского края «Тревоги родной земли», по экологии России - «Красная Книга», «Зоны экологического бедствия» и др.
- ведение поэтической картотеки «Экологическая антология»,
- ведение архива сценариев «Экологический театр» (экологических занятий, игр, праздников)
- комплектование новыми фильмами видеотеки «О братьях наших меньших».
- составление и обновление рекомендательных списков, указателей экологической тематики
- организация и обновление выставки «Экологический календарь» с подборкой информации об экологических Днях (для руководителей детского чтения)
- сотрудничество с городским обществом защиты животных, со станцией юных натуралистов, любителей цветов, проведение совместных акций
Социальными партнёрами в реализации этой программы выступают школы города, городское общество защиты животных, городской клуб служебного собаководства РОСТО, Дом детского творчества им. А.Матросова, детская художественная школа.
Оказывается методическая поддержка руководителям детского чтения в организации уроков экологии, в подборе иллюстративного и литературного материала для проведения экологических акций.
Поводятся совместные акции. Так, библиотека Гайдара участвовала в благотворительной акции «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель акции - организация городского питомника для бездомных животных. В кинотеатре «Родина» сотрудниками библиотеки была оформлена выставка - просмотр книг и журналов о животных, был проведён обзор и игровая программа, а городское общество защиты животных организовало показ домашних животных, было представлено также служебное собаководство).
В канун нового года проходила культурно - экологическая акция «Сбережём зелёную ель!». Инициатором её проведения выступил Дом детского творчества им. А.Матросова, с которым тесно сотрудничает детская библиотека им. А.Гайдара. В библиотеке в помощь участникам акции были оформлены книжно - иллюстративные выставки, где дети смогли почитать о зелёной ели, узнать, как можно самому сделать ёлочку, применив природные материалы. Темы номинаций творческого конкурса: «Именины ёлки» (прикладное творчество), конкурс экологической листовки и конкурс литературно - художественного творчества «Мой зелёный друг».
Библиотека занимается докомплектованием фонда по экологии, используя, в том числе и фонд детской периодики. При подготовке и проведении мероприятий активно используются детские периодические издания:
Для дошкольников и учащихся 1-5 кл.:
«Отчего и почему», «Винни и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания», «Муравейник», «Филя», «Геолёнок», «Кот и пёс».
Для учащихся 6-9 кл.:
«Друг», «Юный натуралист», «В мире растений», «Путешествие по свету», «Чудеса и приключения», «Рыболов».
Ведется учет справочной работы и регулярно анализируется. Тематика справок разнообразна, некоторые из них посвящены экологии, охране животных, растений и т.д. Примеры наиболее интересных разысканий: «Как человек использует приливы и отливы моря», «Рельеф Псковской области», «Куда впадает река Ловать», «Продукты, получаемые из газа, нефти, каменного угля и их применение», «Приспособления, защищающие растения от поедания животными» и др.
Постоянно обновляются тематические досье по экологии. Среди них: «Курорты и запасники Псковской области», «О хлебе», «О кошках», «О собаках», «Загадки, конкурсы, игры о зиме», «SOS - зона бедствия». Материалы из этих досье используются школьниками и учителями при изучении школьного курса экологических знаний, для подготовки докладов, сообщений, школьных вечеров и др.
Книжный фонд мы раскрываем в соответствии с читательскими требованиями, интересами и запросами с помощью системы выставок, плакатов, стендов.
Мероприятия массового обслуживания систематизированы по разделам.
Основные циклы массовых мероприятий 2008 года:
- «Экологический календарь» (День Земли, Международный день птиц и др.)
- «Четыре времени года» (экологические праздники по временам года)
- «Растения в жизни человека»
- «Животные рядом с нами»
- «По страницам книг в страну удивительного» (Творчество писателей-натуралистов)
- «Земля знакомая и незнакомая» (по экологии Псковского края)
- «Мы - за здоровый образ жизни!»
В течение года проводились экологические декады, в рамках которых - встречи с краеведами, беседы, викторины, КВНы, конкурсы и другие массовые мероприятия.
Так, в 2008 году были разработаны новые мероприятия экологической направленности для учащихся 1 - 9 классов. Мероприятия проводились на базе библиотеки и школ города.
Формы проведения мероприятий были самые разнообразные: экологические турниры, познавательные игры, тематические дни, экологические экскурсии, эрудит - лото, часы экологии и др.
Вот некоторые мероприятия 2008 и 2009 гг.:
Раздел «Экологический календарь»:
Выставка - календарь «Букварь природы» - 1-5 кл.
День птиц:
- Выставка - просмотр «Мы хотим, чтоб птицы пели, и была на ягодах роса» - 2-5 кл.
- Экологическая викторина «Крылатый почтальон и пернатый чемпион» - 5 кл.
- Информационный стенд «А у нас и птичьи трели на картинках зазвенели»
- Экологическая игра «Отвечает команда знатоков» - 7 кл. - (описание: игра на две команды. Раунд 1. Примерные вопросы командам: у какой птицы хвост рожками (у ласточки); какая птица с древних времён считается символом мудрости? (сова). Раунд 2. Примерные вопросы: встречается ли в природе птичье молоко? (да. У голубя); эта птица живёт среди болот и водоёмов, умеет отлично лазать в тростнике, питается рыбой, может целый день простоять на одной ноге. О какой птице идёт речь? (цапля) и др.
День Земли:
- Книжно - иллюстративная выставка «Природа - вечный источник красоты» - 6-9 кл.
- День экологии «Берегите Землю! Берегите...» - 7 кл. (обзор - беседа «Заповедные места России», выставка - просмотр «Музей по имени Земля», игра - викторина «Природа - наш дом»)
- Турнир «Я - житель планеты Земля» - 5 кл.
Девиз турнира - «Чтобы каждый на планете был всему живому друг». Задания юным знатокам природы были самые разнообразные:
- собрать экологическую мозаику из разрезанных иллюстраций, посвящённых временам года и др.;
- из предложенных фраз составить примету, связанную с погодой
(например: увидел скворца - весна у крыльца; много ягод - к холодной зиме; поздний грибок - поздний снежок);
- разгадать кроссворд, загадки, например: что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит; злая как волчица, жжётся как горчица, что это за диво? это же...;
- на него никто напасть не решается, перед ним и волчья пасть закрывается;
- игра «Веришь - не веришь» (вопросы: ягода клюква боится снега (нет); муравьи могут переплыть реку (да); существуют лягушки, живущие на деревьях (да); у птиц память отсутствует (нет) и др.);
- экологические телеграммы - дать ответ (пример: «Люди! Подскажите лекарственную траву при простуде. Заранее благодарю. Медведь» (ответ: листья и ягоды малины, липовый цвет, шалфей и др.);
- «следует доказать» (домашнее задание) - вопросы: зачем нужны змеи, ведь они опасны, может их надо уничтожать? почему в лесу нельзя уничтожать ядовитые грибы?;
- «третий лишний» - выбрать правильный ответ, например: какие насекомые видят красный цвет: пчёлы, бабочки, стрекозы; кто быстрее всех летает: аист, орёл, стриж; кто из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, лягушка, заяц; и др.;
- бой капитанов - блиц-турнир (вопросы: какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах; самая большая обезьяна на земле; как называют домики для пчёл; есть ли зубы у комаров; и др.
- Конкурсная игровая программа «Разноликая природа» - 7 кл.
(описание: для мероприятия была оформлена выставка «Тайны живой природы». Конкурсы и игры проводились в форме состязаний двух команд. Вопросы задавались поочерёдно, за каждый правильный верный ответ - один балл. 1 конкурс. Знаете ли вы? - тест - викторина. Примерные вопросы: какой знаменитый ботаник посадил в саду цветы - часы? (Ж.Ламарк, Г.Дарвин, Н.И.Вавилов); кто изобрёл акваланг? (А.Фалько, Ж.И.Кусто, О.Пикар); кто является морским певцом? (горбатый кит, рыба - клоун, скат). 2 тур. Викторина «Страшилки природы», примерные вопросы: как называется дерево смерти? (анчар); на счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный сок, переваривает их (росянка). 3 тур. Конкурс «Правда ли это?», примерные вопросы: кончик меча у меч - рыбы отравлен смертоносным мышьяком (неправда, рыба вовсе не ядовита); на зебрах водятся полосатые блохи (неправда, блохи не маскируются); божьи коровки кусаются когда рассержены (нет). 4 тур. Конкурс «Путешественник - отличник», примерные вопросы - задания: в лес надо брать: компас - глобус; костёр надо разводить: на поляне - под деревом; мусор надо: взять с собой - оставить в лесу; что не разлагается в почве: полиэтилен - бумага; прежде чем уйти, костёр надо: залить водой - засыпать торфом; увидев ёжика, надо: пройти мимо - взять домой и др.)
День заповедников и национальных парков:
- Выставка-просмотр + заочная экскурсия с показом слайдов «Земля, которую теряем» - 6-8 кл.
- Час экологии «Сохраним богатства природы» (по заповедным местам России) - 7 кл.
Всемирный день защиты окружающей среды:
- Выставка - просмотр «Как не любить нам эту Землю!» - 2-5 кл.
- Книжно - иллюстративная выставка «Не спасают ни границы, ни кордоны...» (Об экологических катастрофах; 7-9 класс),
К этому дню в читальном зле была оформлена выставка детских рисунков на экологическую тему «Сохраним мир, в котором мы живём» учащихся младших классов.
Были проведены в этот день:
- Час экологии «Береги свою планету, ведь другой похожей нету!» - пришк.летние лагеря
- Познавательная игра «Экологический серпантин» - пришк.лагерь
- Экологическая мозаика «Исчезающая красота» - 6 кл.
- книжно - иллюстративная выставка «Они должны жить»;
- обзор - беседа с показом слайдов «По страницам Красной Книги»;
- познавательная игра «Они нуждаются в защите» - примерные вопросы: какие вы знаете раннецветущие растения, которые занесены в Красную книгу (подснежник, первоцвет высокий, купальница европейская); эта красивая грациозная кошка - одно из наиболее редких животных, в дикой природе их сохранилось около 70, 30 из которых - в России, очень ценится у этого животного его пятнистая шкура (дальневосточный леопард и др.)
- Игровая программа «Солнце, воздух и вода» - 5-7 кл. (описание: Играют две команды, у каждой команды своя группа поддержки. 1 тур. Чтобы солнышко светило: конкурс загадок, пословиц, шуточная викторина «Солнечный удар»; 2 тур. По морям, по волнам: конкурсы «Морской узел», «Морской бой», конкурс рыбаков; игра с болельщиками)
Всемирный день моря:
- Игра-путешествие «По морям, по волнам» - детский приют
Раздел «Четыре времени года»:
- Экологическая познавательная игра по временам года «Отвечает команда знатоков» - 7 кл.
- Книжно - иллюстративная выставка «Звуки весны» - 1-5 кл.
- Утренник «Закружился вихрь карусели снежной» - 2 кл.
- Утренник «Теплом и светом манит лето» - пришк.лагерь
- Выставка - викторина «Где осени следы?» - 2- 5 кл.
Раздел «Растения в жизни человека»:
- Беседа «Исчезающая красота» - 4 кл.
- Экологическая игра «Хочу быть Берендеем» - пришк.дет.лагерь
- Познавательная игра «Ускользающие жемчужины» (о растениях, занесённых в Красную Книгу) - 7 - 8 кл.
- Экологический ринг «Знатоки леса» - пришк.летние лагеря
- Конкурсно - игровая программа «Во саду ли, в огороде» - пришк.лагерь (конкурс загадок об овощах и фруктах; пословицы и поговорки на тему; конкурс - викторина для зрителей «Страна Легумия».
В библиотеке была оформлена творческая выставка ученицы 11 «А» кл. школы № 6 Ивановой Ольги. Тема выставки: флористика. «Цветочные композиции»
Раздел «Животные рядом с нами»:
На абонементе 1-5 кл. Постоянно обновлялся информационный стенд «Всё на свете интересно» (на стенде обновлялись информационные материалы по темам: «15 невероятных фактов из жизни насекомых», «Самые - самые» (о животных), «Маленькие труженики пчёлы» и др. Для оформления стенда использовались книжные и журнальные публикации)
Книжно - иллюстративная выставка «Узнать - полюбить - защитить» (по страницам Красной Книги) - 6-9 кл. Брейн - ринг «А ты знаешь, кто имеет 28 тысяч глаз?» - летний лагерь школьников Обзор книг «Всякий зверь для леса важен» - 2 кл. Обзор «Здесь звери умны и добры» - 2 кл.
Во время мероприятий используются видеоэнциклопедии: «Мир животных».
Раздел «По страницам книг в страну удивительного» (Творчество писателей-натуралистов):
Ежегодно детские библиотекари проводят уроки внеклассного чтения по творчеству писателей-натуралистов. Каждая полочная выставка была посвящена творчеству одного из этих писателей, выставку сопровождали цитаты авторов, например:
Весь огромный мир кругом меня полон неизвестных тайн.
И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное,
самое увлекательное занятие в мире...
В.Бианки
Природа - друг человека. А с другом надо дружить.
Люди не могут жить без чистого воздуха,
чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей,
даже без общения со зверьками и птицами.
Это наши земляки, мы вместе с ними живём на Земле.
А всякая жизнь требует внимания и уважения...
Н. Сладков
Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин..., улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо...
К.Паустовский
На выставке был оформлен рекомендательный список «Тайны природы». Материал этой выставки активно использовался детьми при написании информационных сообщений, справок из биографий писателей, рефератов. У выставки проводились обзоры книг для организованных групп читателей.
Некоторые мероприятия по творчеству писателей - натуралистов:
- Громкие чтения «Полна чудес природа» - 2-3 кл.
В.Бианки:
- Литературный час «Нечудесного в мире нет» - 2 кл.
Д.М.Даррелл :
- Литературная игра по книге «Говорящий свёрток» - 5 кл.
Б.Житков:
- Литературное знакомство «Знаток и друг всему живому» - 1 кл.
М.Пришвин:
- Громкие чтения «Ребята и утята» - 2 кл.
- Читательская конференция по книге «Кладовая солнца» 4 кл.
Э.Сетон-Томпсон:
- Беседа «Друг на всю жизнь» - 5 кл.
Н.Сладков:
- Заочное путешествие «В поход за удивительным» - 1 кл.
- Игра-путешествие «В лесах счастливой охоты» - 3 кл.
Г.Снегирёв:
- Литературное знакомство «Писатель - путешественник» - 1 кл.
В.Чаплина:
- Литературный вечер «Вся жизнь с животными» - 2 - 3 кл.
Е.Чарушин:
- Устный журнал «Про ребят и зверят и меня самого» 1 - 2 кл.
(описание: 1 страничка. «Дом Чарушиных». Здесь ребята познакомились с биографией Е.Чарушина, узнали о том, что прежде чем стать писателем, он стал художником и получил диплом живописца. 2 страница. «Волшебный мир Чарушина». С детства Женя наблюдал за животными и птицами, которые жили в их доме. И став взрослым, ему захотелось поделиться своими знаниями с маленькими читателями. Он написал первый рассказ «Щур» о небольшой певчей птице, о коте, о собаке и волчонке. И с той поры молодой писатель и талантливый художник посвятил себя детской литературе. Он создал несколько десятков книг для детей. Знакомству с его книгами была посвящена эта страница. 3 страница. «Зоологическая». С детьми была проведена тест - викторина.
4 страница. «Дом художника». Когда Е.Чарушин закончил Академию художеств, его пригласили работать в государственное издательство «Детская литература» - иллюстрировать книжки для детей. Детям были представлены книги, которые иллюстрировал Е.Чарушин)
Раздел по экологии Псковского края «Земля знакомая и незнакомая»:
В 1966 году, году 800-летия со дня первого упоминания города Великие Луки в летописях, он считался одним из самых зеленых в России. Великие Луки называли городом парков и цветов. Здесь было уютно и комфортно жить. Затем, в период НТР, в Великих Луках шло интенсивное строительство промышленных предприятий, развивались транспортные артерии. Конечно, это не могло не отразиться на экологии, но все же город считался относительно благополучным в экологическом плане. Однако с началом перестройки, и у нас стало накапливаться много экологических проблем, которые требуют разрешения. Среди них: очистка реки Ловать от наносов, промышленных и бытовых отходов, решение проблем с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу (в связи с тем, что Великие Луки находятся в своеобразной метеорологической «яме», и вредные вещества буквально скапливаются в нижних слоях атмосферы, оказывая негативное воздействие на здоровье людей). Всё это натолкнуло организовать работу по экологии родного края.
Проведенные мероприятия ГДБ им. А. Гайдара по этой теме:
Час информации «Красная Книга Псковской области» - 8 кл. Игра - путешествие «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт» - летний лагерь шк. Устный журнал «Природа Псковского края» (страницы: - Лес - Луг - Водоём) - пришк.лагерь Экологическая экскурсия «По берегу реки Ловать» - летний лагерь Цикл мероприятий «Мы - за здоровый образ жизни!»:
К всемирному Дню здоровья:
Выставка-рекомендация «Закаляться надо с детства» -3 - 5 кл. Выставка - совет «Береги здоровье смолоду!» - 6- 9 кл. Книжная выставка + обзор «50 уроков здоровья для маленьких и больших» Утренник «Как стать Неболейкой» - 2-3 кл.
Цель проведения этого дня - рассказать читателям, что 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья, убедить детей, как важно для растущего организма вести здоровый образ жизни: правильно питаться, заниматься спортом, отказаться от курения, алкоголя и наркотиков. Программа дня:
День здоровья прошёл успешно. Было выдано 148 экз. литературы в двух отделах: для малышей и подростков. Записались новые читатели в библиотеку.
В течение года на абонементе 1 - 5 кл. ГДБ им. А.Гайдара проводятся обзоры журналов экологической тематики: «Свирелька», «Филя», «Тошка и компания», «Винни и его друзья» для организованных групп школьников. На каникулах были организованы часы информации по журналам: «Друг», «Кот и пёс», «Геолёнок», «Юный натуралист» и др.
В библиотеке им. А.Гайдара проходили мероприятия экологической направленности с использованием электронных носителей информации, таких CD - ROM: «Всё о домашних животных», «Всё об аквариумных рыбках», «Мир животных: энциклопедия», «Хищники: прогулка по дикой стороне» и др.
Так, сотрудник кружка экологической направленности Дома детского творчества на базе библиотеки проводила для школьников час информации «Загадки подводного мира», используя видеоматериалы библиотеки.
Конкурсы экологической тематики для детей:
Конкурс стихотворений, рисунков и фотографий, посвященный реке Ловать «Как я люблю нашу речку Ловать» В конкурсе приняли участие школьники 6- 8 кл. В библиотеке была оформлена выставка «На Ловати, на реке град стоит». На ней были представлены фотографии, сочинения, рисунки, стихотворения. Фрагмент «Былины о реке Ловать» учащейся 8 кл. Пастуховской Вари:
«...Но выделялася, отличалася
Во середине толпы речка - речушка
Уж широкая она, очень длинная.
Распустила воды свои уж кристальные,
Улыбнулась она звездой ясною
И затмила собой светило небесное.
Рядом с ней подружки-красавицы
Распрекрасные, разодетые:
Локня, Кунья да Насва золотая.
И по пояс они гостям кланяются
Да зовут красавицу-то девицу:
Ловать милую и великую.
Сколько раз честной народ она радовала,
Сколько раз водою своею напаивала.
Да как стала Ловать поплясывать,
Ручками да ножками помахивать,
Да как правой рукой взмахнёт она,
Полетят птицы разные:
И цапля, и утка, и выпь болотная.
Да как левой рукой взмахнёт она,
Покажутся рыбы да разные:
И пескарь, и карп, и щука зубастая...»
Конкурс рисунков 2008 г. «Природа вызывает «SOS»2 - 4 кл.
Для читателей младшего возраста в библиотеке Гайдара на абонементе была оформлена выставка-просмотр «Оглянись и удивись!», посвящённая Дню защиты окружающей среды, на которой были помещены вопросы экологической викторины «Экологическая азбука», в викторине участвовало 35 детей.
Конкурс творческих работ 2009 г. «Люби и береги природу!» - 1-3 кл.
Проводился в библиотеке для школьников. Дети подготовили информационные материалы по страницам Красной книги, написали заметки о защите окружающей среды в своём городе, принесли рисунки.
Конкурс творческих работ «Мир воды глазами детей»
Этот конкурс проводил Дом творчества для детей и подростков. Библиотека Гайдара оказывала информационную поддержку участникам конкурса. Детские библиотекари помогали детям при составлении кроссвордов, в поиске необходимой информации по теме конкурса. На конкурс были предоставлены рисунки, заметки, стихотворения, кроссворды на эту тему.
Лучшее стихотворение конкурса Кашкиной Оксаны 7 кл. школа № 15:
Старый пруд.
Старый пруд наш зарастает,
Он шипит, пыхтит, вздыхает:
Он о прошлом вспоминает -
Был когда-то молодым,
Был весёлым голубым.
Много рыбы в нём водилось,
Только это уж забылось -
Тростником зарос весь пруд
И купаться негде тут.
Люди пруд не очищали,
Люди склянок набросали,
Люди пруд не сберегли,
Не хотели, а могли.
Конкурс рукописных детских книг «Весенняя книжка» - начальные классы
Но конкурс в библиотеку дети принесли свои рукописные книжки. В них они написали о приметах весны, украсили свои книжки стихотворениями поэтов классиков, нарисовали весенние пейзажи и др.
Реализация экологической программы помогает вызвать у читателей - детей познавательный интерес к окружающему миру, научить беречь природу, развивать творческие способности.
Работа по этой программе будет продолжена, будут разработаны новые циклы мероприятий, составлены новые библиографические пособия: рекомендательные списки, памятки и др.
Тальдрик Е.В.,
ведущий библиотекарь
детской библиотеки им. А.Гайдара МУК ЦГБ им. М.И. Семевского